Достопримечательности
Санкт-Петербурга > Интересное о метро
Факты о метро Санкт-Петербурга
Некоторые инженерные решения были впервые в мире разработаны для петербургского
метрополитена. Предлагаем вашему вниманию ТОП-5 самых интересных фактов о метро
Санкт-Петербурга.
1. Лондонский туннель под рекой Темзой появился благодаря проекту Санкт-Петербурга
Идея построить туннель в Санкт-Петербурге впервые появилась в начале 19 века.
В 1814 году император Александр I встретился в Лондоне с французским инженером
Марком Брюнелем. Последний предложил русскому царю соединить Васильевский остров
с Адмиралтейской стороной путём строительства туннеля под Невой. Для этого проекта
инженер изобрёл проходческий щит в 1818 году.
Однако идея была отложена; после смерти Александра I от неё просто отказались:
вместо этого было решено отдать должное мостам. Итак, Брюнель использовал свой
проходческий щит для строительства туннеля под рекой Темзой.
С тех пор его изобретение используется для строительства метро на всех континентах.
Лондонский туннель позволил англичанам впервые в мире запустить систему метрополитена
в 1863 году.
В конце 19-го и начале 20-го века обсуждался вопрос о строительстве железнодорожных
путепроводов над дорогами и каналами в Санкт-Петербурге. Однако только в 1914
году разговоры о строительстве метро действительно начали набирать обороты.
После долгих обсуждений его строительство, наконец, началось в 1941 году; однако
из-за Великой Отечественной войны оно было отложено до 1945 года. Его первый
участок был введён в эксплуатацию в 1955 году - через 20 лет после Московского
метрополитена.
2. Станция "Адмиралтейская" - самая глубокая станция в России с
самым длинным эскалатором в мире
Санкт-Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине.
Неудивительно, что на глубине 86 метров под землёй расположена самая глубокая
станция в стране - "Адмиралтейская". К её платформе ведёт самый длинный
эскалатор в мире - длиной 137,4 метра. Но даже этого было недостаточно, чтобы
добраться до поезда. Итак, на станции есть два эскалатора.
Станция "Адмиралтейская" была построена ещё в 1997 году, но открылась
только в 2011 году: более 10 лет инженеры думали, где разместить наземный вход.
Так, в течение 14 лет поезда проходили через станцию "Адмиралтейская"
без остановки; из-за этого её окрестили "станцией-призраком".
3. Станция "Спортивная" - первая станция в России с тоннелем, оборудованным
траволатором
"Спортивная" - ещё одна необычная станция. В 2015 году с неё был открыт
второй выход, расположенный на другом берегу Невы. На глубине 10 метров под
дном реки был вырыт 300-метровый пассажирский тоннель, соединяющий Васильевский
и Петроградский острова. Впервые в России под землёй были использованы травелаторы
(движущиеся пешеходные дорожки).
Это также единственная двухуровневая станция в городе, которая может принимать
поезда с двух линий, верхней и нижней, по четырём путям - левому и правому -
одновременно. Однако одна сторона ещё не полностью введена в эксплуатацию. Эта
опция была добавлена для возможного строительства будущей кольцевой линии, которая
также пройдёт через эту станцию. Таким образом, как на верхнем, так и на нижнем
ярусах поезда в настоящее время курсируют только в одну сторону.
4. Станция "Технологический институт" - первая станция в стране
с кроссплатформенной пересадкой
В метро Санкт-Петербурга был создан первый в истории советского метрополитена
кросс-платформенный пересадочный узел. Это означает, что каждая из двух платформ
обслуживает как синюю, так и красную линии метро. Если вы путешествуете с севера
на юг или наоборот, вам просто нужно перейти на другую сторону платформы, чтобы
пересесть на другую линию во время пересадки.
5. Первые в мире "горизонтальные лифты" в системе метрополитена
Впервые в мире станции "закрытого типа" появились в Санкт-Петербурге. Их особенность
в том, что сесть в поезд можно только после того, как откроются стационарные
двери платформы, которые местные жители прозвали дверями "горизонтального
лифта". В московском метрополитене, между тем, их нет ни на одной из станций.
Станция "Парк Победы" стала первой, где были использованы такие двери
на платформу. Она была введена в эксплуатацию в 1961 году. За 11 лет, к 1972
году, в городе было построено 10 таких станций - на синей и зелёной линиях.
Они были дешевле в строительстве и безопаснее для пассажиров, однако оказались
более сложными в эксплуатации.
Дело в том, что машинист должен "прицелиться", чтобы остановить поезд точно
напротив дверей: если он промахнётся на пару метров, ему придётся давать задний
ход, что требует дополнительного времени. Более того, двери горизонтального
лифта требуют проектирования новых поездов с надлежащим расстоянием между их
дверями. Кстати, именно поэтому на разных линиях метро используются разные модели
поездов.
Наконец, обслуживание самих дверей платформы "лифта" требует дополнительного финансирования. Таким образом, от концепции будущих станций отказались.
|