Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Sunday, 22 December 2024
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Туризм
Общая информация
Дворцы
Мосты
Музеи
Острова
Площади
Туристкие хиты
Финский залив
Церкви
Гостиницы
Пригороды
Гатчина
Кронштадт
Ораниенбаум
Орешек
Павловск
Петергоф
Царское Село
Шуваловка
Музеи
Аврора
Артиллерийский
Кунсткамера
Петропавловская крепость
Русский музей
Эрмитаж
Дворцы
Александровский
Аничков
Белосельских Белозёрских
Большой Дворец
Екатерининский
Елагиноостровский
Зимний
Меншиковский
Михайловский
Монплезир
Мраморный
Павловский
Стрельниский
Чесменский
Шереметьвский
Юсуповский
Храмы
Александро-Невская Лавра
Исакиевский собор
Казанский собор
Князь-Владимирский Собор
Ксении Блаженной
Петропавловский собор
Смольный Собор
Спас на Крови
Театры
Александринский
Камерный музыкальный
Мариинский
Товстоногова
Кунсткамера

Музеи Санкт-Петербурга > Кунсткамера

Кунсткамера

Идей и “сувениров”, привезённых русским царём Петром Великим из его первой зарубежной поездки в Европу, было достаточно, чтобы заполнить первый в России музей - Кунсткамеру. Первоначально все европейские приобретения Петра были переданы Аптекарскому приказу («Аптекарское управление императорской администрации»), базировавшемуся в Москве. Но в 1714 году с развитием Санкт-Петербурга царь приказал перевезти северную столицу все свои частные коллекции и библиотеку, а также фонды Аптекарского приказа. Сначала раритеты были размещены в резиденции монарха в Летнем дворце. В 1718 году, по мере роста Кунсткамеры, она была перенесена в палаты Кикина - дворец, конфискованный у бывшего сподвижника Петра I Александра Кикина, который был арестован в связи с предполагаемым заговором с участием царского сына Алексея.

Карлик из Иркутской области по имени Фома Игнатьев, рост которого составлял всего 126 см, а деформированные пальцы напоминали клешни рака, совмещал работу в Кунсткамере по уходу за печами со своей второй работой в качестве “живого экспоната”. Иимператор Пётр Великий с удовольствием пожимал Фоме руку всякий раз при встрече. Фома прослужил 16 лет, и после его смерти царь приказал изготовить реалистичную модель, обтянутую кожей Игнатьева и выставленную на всеобщее обозрение в Кунсткамере.

Француз Николя Буржуа был ростом 226 сантиметров. Царь нанял его лакеем и выдал замуж за финку, “чтобы произвести на свет рослое потомство”. После смерти слуги в 1724 году царь приказал препарировать тело гиганта, выставить скелет на всеобщее обозрение, а органы сохранить в спирте. Он также заказал реалистичную модель, которую использовали так же, как и для Фомы Игнатьева.

“Кому было бы дело до моих природных диковинок или захотелось бы их увидеть, если бы им пришлось платить за это деньги? Я считаю, что любого, кто придёт сюда, следует не только впускать бесплатно, но и что, если они придут компанией посмотреть на раритеты, им следует предложить за мой счёт чашечку кофе, бокал вина или водки или чего-нибудь ещё”, - так административный секретарь Академии наук Якоб фон Штелин пересказал слова царя в своей книге «Подлинные анекдоты о Петре Великом» (1785).

Уникальность коллекции Кунсткамеры произвела впечатление не только на российскую публику, но и на иностранцев, которые смогли по достоинству оценить раритеты.

Фридрих Кристиан Вебер, ганноверец, представлявший британский двор при русском дворе в Санкт-Петербурге в 1720-х годах, писал: “Если они продолжат пополнять драгоценную библиотеку в Петербурге, то через несколько лет она может считаться одной из лучших в Европе, если бы не по количество книг, то по их ценности. У царя также есть бесценная коллекция картин. Только подарки, которые он и его предшественники получили со всех концов Азии и которые сейчас находятся в Петербурге, составили бы полноценную Кунсткамеру. [...] Точно так же в Санкт-Петербурге есть так много химических и других природных диковинок, чудовищных изделий, математических инструментов, знаменитый глобус Готторфа, представляющий систему Коперника, и множество других редкостей; (забота обо всем этом была возложена на М. Арескина, первого врача царя [Роберта Эрскина]), что остаётся только удивляться, как такая коллекция могла быть собрана за столь короткое время”.

После смерти Петра I, начиная с 1726 года экспонаты Кунсткамеры начали переноситься в новое здание, которое специально строилось на Васильевском острове с 1718 года . Они хранятся там и по сей день.

Коллекции Петровской кунсткамеры можно разделить на шесть разделов

1. «Анатомия»

В 1716 году к первоначальной коллекции уродцев присоединилась “коллекция четвероногих животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других любопытных произведений природы из Восточной и Вест-Индии”, собранная голландским аптекарем Альбертом Себой, а в 1717 году запасы были ещё больше увеличены, когда была приобретена знаменитая анатомическая коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша. По внутреннему периметру музея были расставлены витрины с зоологическими образцами, включая человеческие скелеты.

Пётр интересовался не только анатомией, но и медициной. Он научился вскрывать трупы, пускать кровь, вскрывать нарывы, накладывать повязки, изготавливать протезы и заниматься стоматологией; он часто сам проводил операции и удалял зубы. В Кунсткамере хранится коллекция зубов, вырванных самим царём.

Этот энтузиазм способствовал развитию медицины в России: между 1706 и 1717 годами были открыты военные госпитали, хирургические школы, ботанические сады и анатомические театры.

2. «Натуралия»

Сюда входили гербарии, гравюры с изображениями растений, а также чучела и “мокрые” (то есть законсервированные в спирте) экземпляры животных со всех континентов.

Они были дополнены костями, скелетами, черепами и таксидермическими образцами редких животных и птиц. Среди экспонатов были скелет и чучело слона, а также большая рыба и чучело крокодила, причём последние два были подвешены к потолку.

3. «Раритеты»

Этот раздел был посвящён археологическим и палеонтологическим находкам, собранным в европейской части России

Одежда коренных народов Сибири и шаманские предметы были привезены из экспедиций.

4. «Предметы искусства и курьёзы»

Пётр Великий собирал практически все: редкие иностранные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, антикварные артефакты, нумизматические коллекции, военные трофеи (включая ключи от различных городов), картины и художественно-технические чертежи и т.д.

Он особенно ценил редкие китайские предметы, привезённые ему из российских дипломатических представительств в Китае или купленные у западноевропейских коллекционеров.

Драгоценные предметы, принадлежавшие одному из приближенных царя, фельдмаршалу Якову Брюсу (Jacob Bruce), поступили в Кунсткамеру в 1736 году. Его коллекция включала предметы из резного и гравированного камня, бронзы, кости и рога носорога, а также фарфор, керамику и механические автоматы.

Китайская коллекция частично пострадала во время пожара в Кунсткамере в декабре 1747 года, но она была пополнена после спонсируемой Академией наук экспедиции в Китай Франца-Луки Елачича .

5. «Минералы и палеонтология»

Представлены редкие минералы и останки древних животных, найденных по большей части в Сибири.

6. «Инструменты»

Под эгидой академии были созданы «Приборные палаты» для поставки оборудования в мастерские и лаборатории.

Среди экспонатов Кунсткамеры - планисферная астролябия (прибор для измерения долготы и широты небесных сфер, а также продолжительности дня и ночи) известного голландского мастера-приборостроителя Гуальтеруса Арсениуса (17 век). Также интересны меридианный круг работы Т. Эртеля (1828), армиллярная сфера (представляющая модель Солнечной системы), телескопы, артиллерийские прицельные приспособления времён Семилетней войны (1756-1763), главная линза корабля - стеклянный прибор от E.W. фон Ширнхауса (1699) и множество оптических, механических, физических, геометрических и математических приборов.

С 18 века башня Кунсткамеры использовалась для астрономических наблюдений.

Одним из первых экспонатов Кунсткамеры стал Большой глобус Готторфа, изготовленный в Гольштейне в 1650-1664 годах. Устройство диаметром 3,11 метра изображало все небо целиком: внутри него была изображена галактика с её созвездиями, в то время как снаружи была карта известной поверхности Земли. Земной шар вращался с помощью водяного колеса и в течение 24 часов мог совершить полный оборот вокруг своей оси, имитируя вращение нашей планеты: другими словами, он также служил часами. Пётр «выпросил» глобус у молодого герцога Карла Фредерика в 1713 году. Оригинальный глобус Готторфа был почти полностью уничтожен во время большого пожара в Кунсткамере в 1747 году. Его копия - Большой академический глобус - была сконструирована в 1748-1752 годах и сегодня выставлена в музее.

Инструменту потребовалось четыре года, чтобы совершить путешествие: сначала по морю в Ревель (современный Таллинн), а затем его перевезли по суше. Глобус прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году на двух санях, запряжённых 800 крестьянами в сопровождении 300 драгун (кавалеристов), которые прорубали себе путь через леса и готовили почву для его проезда. Первоначально он был установлен на Марсовом поле рядом с Летним дворцом, но в 1726 году его перенесли на третий уровень башни Кунсткамеры, и только после этого были достроены верхние этажи.

Многие из самых ранних экспонатов коллекции представлены на постоянной выставке «Кунсткамера Питера, или Башня знаний», которая открылась в 2022 году в ознаменование 350-летия со дня рождения основателя Кунсткамеры.

 
Чат с менеджером
Туры в Санкт-ПетербургОтели Санкт-Петербурга Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Санкт-Петербург Подбор отеля Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram