Достопримечательности
Санкт-Петербурга > Летний сад
Летний сад Санкт-Петербурга
Летний сад — самый старый в Санкт-Петербурге. История его создания связана с началом
строительства северной столицы России. Почти ровесник города, этот сад заложен
в 1704 году — спустя год после основания Петербурга. Петр I сам выбрал на левом
берегу Невы место
для сада, сам был автором его первого плана, в разработке и осуществлении которого
приняли участие архитекторы И. Матвеев, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, М.
Земцов, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, а также многие оставшиеся неизвестными
талантливые русские мастера и строители. Сад создавался в регулярном стиле. Интересно
то, что Петр Первый даже сам нарисовал изначальный его план в соответствии
со своими мечтами. Парк в итоге должен был стать местом, где царь мог бы проводить
свободное время. Проект сочетал в себе черты не только загородного участка, но
и городской усадьбы. Его отличали геометрическая планировка, подстриженные кустарники
и деревья, обилие водоемов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной
скульптуры. На аллеях в летнее время из оранжерей выставлялись редкие тропические
растения. В специальных клетках и вольерах содержали певчих птиц и экзотических
животных.
Большинство статуй приобретали по заказу Петра I в Италии,
в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра
и других. По специальному заказу Петра I в 1722 году венецианский скульптор
П. Баратта изготовил скульптурную группу «Мир и Изобилие». Группа символизирует
победу России над Швецией в Северной войне (1700
— 1721 гг.) и является аллегорическим изображением Ништадтского мира. Одна из
наиболее ценных по своим художественным достоинствам скульптурная группа «Амур
и Психея» выполнена неизвестным итальянским скульптором в конце XVII века.
Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200
статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней. Одни
погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки,
а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа.
Единственным архитектурным сооружением, сохранившимся в Летнем саду с начала
XVIII века, является Дворец Петра I, построенный в 1710 — 1712 годах по проекту
архитектора Д. Трезини. В отделке его интерьеров принимали участие виднейшие
архитекторы: А. ИЦютер, Н. Микетти, Г.-И. Маттарнови, М. Земцов. Вблизи дворца со стороны Невы территорию сада ограждает одна из самых великолепных
решеток мира. Она сооружена в 1784 году по чертежам архитектора Ю. Фельтена
при участии П. Егорова. Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила
в 1827 году после установки Л. Шарлеманем веерообразных кованых завершений.
Она связала сад с гранитными набережными и широкими просторами Невы в единый
ансамбль. Изготовленная русскими мастерами-умельцами — тульскими кузнецами
и каменотесами села Путилова, Невская ограда Летнего сада по своим художественным
достоинствам стала одной из главных его достопримечательностей. Близ входа
в сад со стороны Мойки, на берегу Карпиева пруда, в 1839 году установлена
ваза из розового порфира, созданная в Швеции в городе Эльфдалене. На 1одной из площадок,
неподалеку от главной аллеи, в окружении густой зелени стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову.
С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали
постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка.
С первых лет своего существования Летний сад играл заметную роль в общественной
жизни города. В XVIII веке здесь устраивались празднества и иллюминации по
случаю побед России в Северной войне, проводились приемы иностранных послов.
В XIX веке Летний сад перешел в ведение городской управы. В это время он
стал любимым местом прогулок и встреч выдающихся русских писателей, музыкантов
и общественных деятелей. На его аллеях бывали В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич,
И. А. Гончаров, И. А. Крылов, В. Г. Короленко. Тарас Шевченко писал в саду
со статуй свои этюды. С любовью вспоминал о Летнем саде А. С. Пушкин. В одном
из писем к жене поэт сообщал: «Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду
туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома».
С Летним садом связан драматический эпизод русской истории. Об этом рассказывает
мемориальная доска, укрепленная на ограде у главных ворот. Отсюда в апреле
1866 года народоволец Д. В. Каракозов стрелял в Александра II. Каракозов промахнулся,
был схвачен и казнен.
После Великой Октябрьской социалистической революции Летний сад и Дворец Петра
I были объявлены народным достоянием и взяты под охрану государства. В 1934
году в Летнем дворце открылся историко-бытовой мемориальный музей. Тяжелые испытания
выпали на долю сада в годы Великой Отечественной войны. Скульптуры были бережно
укрыты в земле, экспонаты музея вывезены в глубокий тыл. Сад подвергался артиллерийским
обстрелам и воздушным бомбардировкам. Их следы еще и сейчас можно заметить на
деревьях. После войны проведены большие ремонтно-реставрационные работы во Дворце-музее
Петра I. В обновленных аллеях вновь заняли свои места мраморные статуи. В настоящее
время архитекторы разрабатывают проект, по которому в Летнем саду будут восстановлены
утраченные элементы регулярного парка XVIII века.
Летний сад после наводнения 1777 года
21 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб.
Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья.
В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать.
Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт. Засыпали Овальный
пруд и поперечный канал. Грот стали использовать как склад.
В 1798–1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г.П. Пильникова была
устроена видовая терраса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.
Наводнение 1824 года также нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно
разрушился Грот, на месте которого по проекту К.И. Росси был построен Кофейный
домик. Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон.
В 1827 году в Летнем саду по проекту Людовика Шарлеманя был построен Чайный
домик. По его же проекту годом ранее была сооружена ограда со стороны Мойки.
12 апреля 1827 года газета «Северная пчела» писала: «Летний сад обновлён самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения
сырости и изглаживания рытвин, произведённых наводнением. Дороги во всех аллеях
наново вымощены; пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный
дом, убранный великолепно. Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят
верхом и в кабриолетах.»
Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только «всем военным и прилично
одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад … вообще запретить».
Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В.А.
Жуковский, П.И. Чайковский, И.А. Гончаров, М.П. Мусоргский, И.А. Крылов, В.В.
Маяковский, А.А. Ахматова, Т.Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего
сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с
друзьями. Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После
обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»
В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саду смотр невест.
Эта традиция прожила вплоть до начала XX века. В 1839 году в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира, высотой
5 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XIV императору Николаю I.
Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского
порфира. 12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник
И.А. Крылову. Его автор — Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить
перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил
данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду.
4 апреля 1866 года во время прогулки по Летнему саду на императора Александра
II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор,
однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул
руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866–1868
годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р.А. Кузьмина.
В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м её разобрали.
В начале XX века стали появляться планы реконструкции Летнего сада. Появились
идеи засыпать Лебяжий канал, устроить в Летнем саду скетинг-ринг. Однако Министерство
императорского двора, в ведении которого находился Летний сад, отказалось
от таких преобразований.
Современный сад
После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы
здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось.
В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные
работы начали только через десять лет.
Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные
расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов
и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно кратно
падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам
и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из
аллей стала называться Школьной. После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен.
В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы
и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались
художественные выставки. В 1970-х годах вандалами в Летнем саду было разрушено значительное количество
бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали
постепенно заменять на копии. Скульптуры страдают от вандалов и в настоящее
время.
К настоящему времени в Летнем саду сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была
проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал.
Летний сад находится в ведении Русского
музея.
Летний сад в Петербурге распахнул свои двери после реконструкции в день города
27 мая 2012 года. Работы по его реконструкции длились на протяжении трех лет,
ведь перед реставраторами стояла не простая задача привести его в такой же вид,
как он был в 18 веке.
|