Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 15 November 2024
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Туризм
Общая информация
Дворцы
Мосты
Музеи
Острова
Площади
Туристкие хиты
Финский залив
Церкви
Гостиницы
Пригороды
Гатчина
Кронштадт
Ораниенбаум
Орешек
Павловск
Петергоф
Царское Село
Шуваловка
Музеи
Аврора
Артиллерийский
Кунсткамера
Петропавловская крепость
Русский музей
Эрмитаж
Дворцы
Александровский
Аничков
Белосельских Белозёрских
Большой Дворец
Екатерининский
Елагиноостровский
Зимний
Меншиковский
Михайловский
Монплезир
Мраморный
Павловский
Стрельниский
Чесменский
Шереметьвский
Юсуповский
Храмы
Александро-Невская Лавра
Исакиевский собор
Казанский собор
Князь-Владимирский Собор
Ксении Блаженной
Петропавловский собор
Смольный Собор
Спас на Крови
Театры
Александринский
Камерный музыкальный
Мариинский
Товстоногова
Каналы

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Каналы

Каналы Санкт-Петербурга

Дворцовая набережная

В исторически сложившемся облике центральных районов Ленинграда важнейшую роль играют панорамы набережных Невы и ее притоков - Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки.

В застройке набережных Невы и каналов, начавшейся в 1710-х годах, участвовали лучшие зодчие Петербурга XVIII-XIX столетий Д. Трезини, В. Растрелли, А. Ринальди, Ю. Фельтен, Д. Кваренги, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Д. Захаров, К. Росси и др. Созданные ими здания воспринимаются в неразрывной связи с широкими просторами Невы и перспективами каналов. Первая по времени постройки набережная Санкт-Петербурга - Дворцовая - была застроена на всем ее протяжении от Царицына луга до Адмиралтейства уже к концу 1730-х годов. Во второй половине XVIII и в XIX столетиях на набережной возводились новые здания, перестраивались уже существовавшие.

В ансамбль Дворцовой набережной (в его современном виде), наряду с крупными и выдающимися по своему художественному значению сооружениями, такими, как Зимний дворец, Малый и Старый Эрмитаж, Мраморный дворец и др., входят жилые обывательские дома, включившие стены старых зданий, построенных еще в XVIII веке. Среди них следует выделить дом господаря молдавского Д. К. Кантемира (дом № 8), построенный В. Растрелли и перестроенный в XIX веке архитекторами Л. Руска и К. Рахау, а также дом гоф-интенданта Петра I - П. И. Мошкова (дом № 20), сохранивший старые стены под поздней штукатуркой.
В застройке набережной нет стилистического единства, и, тем не менее, ее облик отличается исключительной законченностью и целостностью. Ни одно из зданий на набережной не выпадает из ансамбля. Для них характерны гармоничность и масштабность архитектуры. Проявленный зодчими XIX века такт способствовал тому, что общий характер застройки набережной, сложившийся еще в XVIII столетии, не претерпел серьезных искажений.

Начало строительства Дворцовой набережной относится к петровскому времени. Первое распоряжение о регулировании берегов Невы и создании набережной улицы от Адмиралтейства до Почтового двора, находившегося на месте Мраморного дворца, датировано 24 января 1715 года.

Идея создания гранитной набережной, вместо прежней деревянной, возникла в 1750-х годах в связи со строительством Зимнего дворца. 12 июля 1762 года вслед за окончанием постройки дворца впервые были ассигнованы средства на сооружение набережных, одетых тесаным диким морским камнем - гранитом. Строительство осуществлено в 1763-1767 годах.

Автор проекта архитектурного оформления набережной, пристаней, спусков к воде и гранитных мостов не установлен. После окончания строительства Дворцовой набережной продолжались работы по устройству набережной левого берега Невы от Литейного двора до Фонтанки и от Адмиралтейства до Галерного двора. Они были закончены только в 1788 году. Опыт, накопленный на строительстве Дворцовой набережной, был использован при сооружении гранитных набережных Фонтанки, Мойки и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Банковский мост

Через канал Грибоедова против Финансово-экономического института Пешеходный Банковский мост через канал Грибоедова против здания б. Ассигнационного банка сконструирован инженером Г. Треттером. Он был начат постройкой 13 июля 1825 года и открыт для пешеходов 25 июля 1826 года.

Фигуры грифонов отлиты на Александровском чугунолитейном заводе по модели скульптора П. П. Соколова. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур. Консоли и пьедесталы отливались на заводе Ч. Берда.

Пристань со сфинксами

Строительство участка набережной с большой гранитной пристанью и египетскими сфинксами перед зданием Академии художеств возглавил строитель ряда мостов в Санкт-Петербурге инженер путей сообщения Егор Андреевич Адам, а его помощником был инженер Ф. И. Таубе. Массивная 2-х маршевая пассажирская пристань на свайном основании сложена из больших блоков красного финляндского гранита.

В 1820-х годах во время раскопок в Египте были найдены два сфинкса, высеченные из сиенита в XIII веке до н. э. Они должны были занять свое место в аллее сфинксов, соединявшей с Нилом храм, возведенный близ Фив фараоном Аменхотепом III (1455-1419 годы до н. э.). Головы сфинксов являются портретными изображениями этого фараона. Превосходно сохранившиеся сфинксы были куплены русским правительством и доставлены в Санкт-Петербург весной 1832 года. Фигуры сфинксов было решено использовать для украшения пристани перед зданием Академии художеств, построенной по проекту К. А. Тона в 1832-1834 годах. Они установлены на гранитных монолитах по сторонам широких маршей лестницы, ведущей к Неве. Композицию дополняют гранитные скамьи и бронзовые светильники античного типа. Бронзовые светильники и четыре грифона были отлиты по моделям, выполненным из дерева, бронзового дела мастером П. П. Геде в 1834 году.

Сооружение пристани со сфинксами обогатило ансамбль набережной. Красивые по силуэту фигуры сфинксов и светильники эффектно рисуются на фоне неба.

В 1959 году пристань, пострадавшая во время войны, была реставрирована, в частности, восстановлены четыре бронзовых грифона у гранитных скамей.

Адмиралтейская набережная

Создание Адмиралтейской набережной относится ко времени, когда в Адмиралтействе были прекращены судостроительные работы и в связи с этим засыпаны каналы и бассейны на его территории.

В 1873-1874 годах между Дворцовой и Петровской пристанями по проекту инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова была построена новая гранитная набережная. Сооружение пристаней близ восточного и западного павильонов Адмиралтейства относится к 1818 году. В 1832 году Дворцовая пристань украсилась скульптурными фигурами львов и вазами. Две вазы из полированного порфира исполнены в Швеции на Эльфдаленской гранильной фабрике. Вычеканенные из листовой меди фигуры львов изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. Чугунные пьедесталы для ваз и львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

В 1914-1916 годах в связи с постройкой Дворцового моста пристань была разобрана и сооружена на новом месте - напротив восточного павильона Адмиралтейства. Порфировые вазы при этом были перенесены на Петровскую пристань, а львы установлены на вновь сооруженной Дворцовой пристани на постаментах из красного гранита.

Обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была разделена на отдельные участки, проданные под застройку частным владельцам. Многоэтажные доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства и внесли серьезный диссонанс в архитектурный ансамбль центра города.

В 1870-х годах ближайшее к восточному павильону здание на набережной было приспособлено под театр (Театр Панаева). Он был уничтожен пожаром и разобран. На том месте, где находился театр, после Великой Отечественной войны построено здание средней школы.

Часть набережной от Адмиралтейства до здания Сената была перестроена в 1819-1821 годах в связи с сооружением гранитных береговых устоев Исаакиевского моста.

Береговые быки на площади Декабристов и на Университетской набережной, напротив здания манежа Кадетского корпуса, сохранились. Спуски по сторонам быков были сделаны для того, чтобы жители могли брать воду из Невы и садиться на суда. Постройку быков по проекту А. Бетанкура осуществил инженер Г. Треттер.

Аничков мост

Легкость и изящество конструкции пролетной части моста противопоставлены великолепным по силуэту, мощным фигурам грифонов, сидящих па массивных пьедесталах.

Значение моста не ограничивается утилитарной функцией. Автору удалось создать красивое декоративное сооружение, обогащающее городской пейзаж.

Трехпролетный каменный Аничков мост через Фонтанку - один из красивейших в Санкт-Петербурге. Первый мост через Фонтанку по Невскому проспекту был деревянным с подъемной средней частью. В 1730-х годах перед въездом на мост были сооружены триумфальные ворота. Близ моста находилась городская застава - здание кордегардии, построенное архитектором М. Г. Земцовым.

В 1782-1787 годах деревянный мост заменен каменным с четырьмя башенками, тождественными по своей архитектуре башенкам, существующим до настоящего времени на Чернышовом (мост Ломоносова) и Старо-Калинкинском мостах через Фонтанку.
Усилившееся движение по Невскому проспекту - главной городской магистрали - сделало необходимым перестройку моста. В 1839-1841 годах он был разобран и вместо него сооружен новый во всю ширину проспекта. Проект перестройки моста разработал инженер А. Д. Готман, рисунок перил выполнил архитектор А. П. Брюллов. Мост был открыт 20 ноября 1841 года.

Главным украшением моста служат скульптурные группы коней с водничим, вылепленные и отлитые П. К. Клодтом.
Изображение человека, обуздывающего дикого коня, неоднократно привлекало внимание ваятелей всех времен. Клодт на протяжении ряда лет работал над этой темой. В четырех группах он последовательно отобразил моменты борьбы человека с конем. В первой группе человек изображен поверженным на землю и пытающимся приподняться, в последней - он выступает победителем и ведет смирившегося коня.

Первоначально на Аничковском мосту попарно стояли четыре группы, отлитые по двум моделям. Отливки этих моделей Клодт повторил для Петергофа и Стрельны. Две из отлитых для моста группы были отправлены в Берлин в подарок прусскому королю. Новые отливки были изготовлены скульптором в 1843 году.

В 1846 году еще две группы с Аничковского моста были сняты и отправлены в качестве подарка неаполитанскому королю. На их место были временно поставлены гипсовые копии, окрашенные под бронзу. В 1849-1850 годах гипсовые группы были заменены бронзовыми отливками, исполненными самим Клодтом по новым моделям.

Замечательные конные статуи Клодта на Аничковском мосту пользуются огромной популярностью не только среди жителей Ленинграда, но и далеко за его пределами.

В целях сохранения скульптурные группы в начале Великой Отечественной войны были сняты с пьедестала и зарыты в саду Дворца пионеров.

Большой художественный интерес представляет массивная чугунная решетка Аничковского моста, исполненная по рисунку, заимствованному у одного из берлинских мостов. Чередующиеся прямоугольные звенья решетки изображают морских коньков и русалок в меандровой рамке.

Чугунные перила моста, поврежденные в годы войны, были полностью реставрированы в 1944 году, а в следующем году конные статуи вновь украсили мост.

Красный мост

Из четырех однотипных металлических мостов через Мойку, сооруженных в начале XIX века, только Красный мост по Гороховой улице сохранил до нашего времени свой внешний облик. Как и мосты через Мойку по Невскому проспекту и проспекту Майорова, он получил свое название по цвету первоначальной окраски.

Одноарочный, на каменных опорах, облицованных гранитом, Красный мост был построен в 1808-1814 годах вместо первоначального деревянного по проекту архитектора В. Гесте, впервые применившего в русском мостостроении чугунные несущие конструкции из отдельных чугунных секций - ящиков, скрепленных болтами.

Архитектурное решение моста с четырьмя гранитными обелисками, на которых укреплены фонари, и чугунной решеткой, повторяющей рисунок ограждения набережной, отличается удачной композицией и хорошими пропорциями. Тротуары отделены от проезжей части простой металлической оградой на гранитных тумбах.

Набережная красного флота

Застройка берегов Невы жилыми домами явилась одним из основных этапов формирования облика города. Первый каменный жилой дом на Галерной набережной (ныне Красного Флота), принадлежавший корабельному мастеру Ивану Нимцову, был построен в 1716 году. К концу 1730-х годов набережная была застроена сплошною фасадою, без разрывов между домами. Постройка гранитной набережной на протяжении от Адмиралтейства до Галерного двора датируется 1767-1788 годами.

Значительная часть из существующих на набережной зданий представляет интерес как по своему внешнему виду, так и по оформлению интерьеров. К числу таких зданий принадлежат здание Сената, особняк Лаваль, здание Иностранной коллегии, дом Капниста и др. Некоторые из жилых домов, построенных в XVIII веке, в результате их перестройки в XIX веке приобрели значение архитектурных памятников своего времени. Таковы дворец Румянцева (ныне Музей истории Санкт-Петербурга), дворец Штиглица, особняк Дервиза и другие. В облике многих домов под позднейшей штукатуркой легко просматривается их первооснова - фасады, относящиеся к первой половине XVIII столетия.

Набережная стрелки Васильевского острова

Со стрелки Васильевского острова открывается великолепный вид на широкие просторы Невы, на Петропавловскую крепость, Летний сад, Дворцовую набережную. Именно здесь, более чем где-либо, кажется оправданной утвердившаяся за Ленинградом слава одного из красивейших городов мира - Северной Пальмиры.

Гранитная набережная стрелки Васильевского острова входит в ансамбль Биржи. Начало строительства набережной относится к 1804 году, когда впервые были ассигнованы денежные средства на обложение камнем берега Васильевского острова, от старой биржи до Исаакиевского моста. Работы были завершены в 1810 году.

Создание площади перед зданием Биржи потребовало значительных работ по земляной подсыпке, тем более что гранитная стена набережной была сооружена на сваях, забитых в дно реки, за пределами береговой линии.

Превосходны по композиции пандусы - пологие спуски к Неве, охватывающие полуциркульную набережную. Парапеты пандусов завершаются массивными блоками, служащими основанием для шаров, вытесанных из гранита. Посредине, между спусками, стена набережной обработана хорошо прорисованной аркой и украшена гранитными львиными масками.

Синий мост

Синий мост через Мойку - самый широкий (99 метров) в Санкт-Петербурге. Он является составной частью Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом и воспринимается как ее продолжение.

Первоначальный деревянный мост получил свое название по цвету окраски. Он был подъемным до середины XVIII века, когда его перестроили в 3-х пролетный, на каменных опорах.

В 1805 году архитектор В. Гесте разработал проект одноолетных чугунных арочных мостов оригинальной конструкции из чугунных ящиков-кессонов, образующих свод над рекой. Такими мостами было решено заменить все деревянные мосты через Мойку. По этому проекту в 1818 году сооружен одноолетный чугунный, на каменных опорах Синий мост, первоначально более узкий, чем существующий.

В связи с постройкой Мариинского дворца в 1842 году мост был расширен в сторону Нового переулка (ныне переулок Антоненко). В 1929-1930 годах чугунные конструкции западной половины моста были заменены железобетонным сводом.

Простой по архитектурному решению, с чугунными перилами, повторяющими рисунок решетки набережной, Синий мост органически входит в ансамбль гранитных набережных Мойки.

 
Чат с менеджером
Туры в Санкт-ПетербургОтели Санкт-Петербурга Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Санкт-Петербург Подбор отеля Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram