Достопримечательности
Санкт-Петербурга > Соборная мечеть
Мечеть Петербурга
Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге — одна из самых крупных в Европе
и самая северная в мире. Технические характеристики ее таковы: длина 45 метров,
ширина — 32, высота главного купола — 39. высота минаретов —
48 метров. Вмещает мечеть до пяти тысяч человек. На первом этаже — огромный
зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведен женщинам, а на третьем этаже
находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского
языков. а так же основы Ислама.
История
Строительству Соборной Мечети, историческому событию в жизни мусульманской
общины Петербурга, которая насчитывала к тому времени более 8 тыс. чел., предшествовало
завоевание в 1864-1873 гг. Средней Азии, становление Великого хлопкового пути,
в котором кровно была заинтересована текстильная промышленность пореформенной
России, но одно временно возник и научный, исследовательский интерес к культуре
Востока, его вклада в развитие мировой цивилизации.
На кафедре истории Востока С-Петербургского университета под руководством В.В.Григорьева
были созданы условия для систематического изучения истории Золотой Орды, Туркестана,
Хивинского ханства. В ноябре 1884 г. университет совместно с Археографической
комиссией отправил в Среднюю Азию доцента кафедры Н.И. Веселовского, который
провел там около года: ученый открыл среднеазиатские памятники античной эпохи
, но одно временно стал и первым исследователем самаркандского средневекового
зодчества. Работа завершилась в 1905 г. изданием первого выпуска атлас"Мечети
Самарканда", с этого времени грандиозные сооружения эпохи Тимура-Тамерлана заняли
в истории мировой культуры место, аналогичное памятникам мусульманской архитектуры
Испании.
Важность этих работ для петербурской культуры "серебряного века", их общественный
резонанс трудно переоценить. Может быть, есть отдаленное сходство с тем римским
периодом, когда архитекторы в середине XVIII века стали археологами и перед
ними открылся скрытый континент античности, который стал основой для развития
классицизма в Англии, Франции,
Германии, России. Так и архитектура
Востока внесла в европейские города, словно сухой и горячий ветер пустыни, повышенную
одухотворенность и монументальность, изысканность орнамента, напряженность духовной
жизни человека. Бухарское ханство в результате военных и политических действий
1864-1873 гг. потеряло Самарканд,
но как Хивинское и Коканд, по отношению к туркестанскому генерал-губернатору
сохраняло самостоятельность. Сыновья Эмира Бухарского, как и хана Хивы,
и дети Шамиля, воспитывались в Петербурге, где их не хотелось бы называть заложниками;
они получили блестящее воспитание и образование, были окружены почетом и уважением,
а дружба, возникшая еще между подростками, великим князем, наследником престола
Николаем Александровичем, и сыном Эмира Бухарского стала залогом благополучного
завершения организационного периода строительства Соборной Мечети Санкт-Петербурга.
Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г.
и утвержден министром внутренних дел П.Г.Столыпиным в январе 1906 г. Он состоял
из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов
и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор
богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов
(1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур",
председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет
получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет
на всей территории Российской империи. Комитет приобрел участок в 4-м квартале
Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший
инженеру И.Долоцкому. Однако для размещения Мечети одно го участка оказалось
недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие,должна быть обращена
в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем
участке. Кроме того, в Мечеть нельзя войти, не совершив особого ритуала омовения,
для которого необходимо обособленное здание. Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов
была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н.Померанцева,
Л.Н.Бенуа, А.И.фон Гогена, архитекторов Ф.И.Лидваля, А.И.Дмитриева и секретаря
комиссии С.В.Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя
Комитета по постройке, причем один из них - из числа действительных членов
Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об
открытия конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный
стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети
- купол, количество минаретов - от одно го до 2-х , в последнем случае допускалась
их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная
ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве
не допускалось изображение живых существ. В соответствии с градостроительными
задачами - формирование красной линии уличной застройки, мечеть рекомендовалось
разместить с максимальным приближением к Кронверкскому проспекту. При детальной проработке проекта Соборной мечети авторским коллективом во
главе с Н.В.Васильевым в объемно-пространственной композиции были структурно
объединены оба премированных проекта Н.В.Васильева: "... решение плана, трактовка
основного массива и продольного фасада намечены вариантом "Арабески". Форма
купола и портала, а также минаретов, перемещенных в переулок, общий "самаркандский"
характер мечети были предопределены вариантом "Тимур". Кроме того, объем парадного
вестибюля с фланкирующими его минаретами с главного, западного фасада, переместили
на северный, - это увеличило длину здания с 38 до 47,5 м, минареты расположились
по обе стороны входа для женщин. Прихожанкам предназначались хоры (женский балкон), расположенные над вестибюлем
на втором этаже, а устройство хор с балконами на третьем этаже позволило отказаться
от дополнительного зала для богослужения в полуподвальном этаже здания. В градостроительной ситуации первого десятилетия ХХ-го века это заключение
было оправданным: миниатюрность Домика Петра I, деревянной Троицкой церкви,
только что построенного изящного особняка Кшесинской делали монументальность
Мечети демонстративно вызывающей: она становилась центром ансамбля, ее минареты
и голубой купол были сопоставимы лишь с сиянием золотого шпиля Петропавловского
собора.
Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления
Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург состоялась 10 февраля 1910 года.
На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами
и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная
закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии Ахун Баязитов
сказал: Коран говорит: Бог красив и любит красоту. Мечеть наша будет красивой
и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге,
нет ни в Париже, ни
в Лондоне. Мечеть
красива, но надо, чтобы она блистала не одно й внешней красотой, и надо молить
Аллаха, чтобы Мечеть эта совершенствовала нас в духовно-нравственной красоте.
Затем Эмиром Бухарским был положен первый камень, состоялся прием депутаций
из Москвы, Кронштадта,
с Кавказа, от мусульманских приходов
столицы. На месте закладки состоялось богослужение, в строительной конторе состоялся
торжественный завтрак.
В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна
начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии
им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки
стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана
купола) Эти месторождения в Ковантсари (Республика
Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская
область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского,
ныне не разрабатываются. К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн
подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой
площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями
образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились
в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных
и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством
штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных
плит. Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов,
орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по
чертежам авторов проекта.
Характерная особенность культовых зданий мусульманской архитектуры - скрытая
невысокими парапетами крыша, в условиях влажного и холодно го петербургского
климата потребовала сложных конструктивных решений кровли, особой геометрии
для создания рациональной системы водосброса. Авторы проекта ограничились
минимальным необходимым количеством водосточных труб (по одно й на каждом из
фасадов), причем их трассировка, профили, крепежные элементы не нарушали тектоники
и эстетики стены.
9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети
получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого
богослужения, посвященного 3-х столетию царствования Дома Романовых, ....чтобы
предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану
Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот,
хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой
вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения.
Нынешнее состояние здания Соборной Мечети характеризуется рядом утрат и перестроек.
В 1924-1928 гг. из имущества Мечети были изъяты и переданы в Антиквариат большой
ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В 1930-е, 1950-е, 1970-е
гг. неодно кратно видоизменялась конструкция крыши, причем нарушена ее геометрия,
изменена авторская система водосбора и водосброса, установкой дополнительных,
круглых в сечении водосточных труб нарушена тектоника фасадов, в результате
ухудшилось техническое состояние гранитной и майоликовой облицовки. В 1940-х
гг. деревянные двустворчатые резные двери северного и восточного порталов
были заменены на металлические. К 1950-м годам относятся утраты фрагментов
майоликого орнамента в нижних частях северного и восточного порталов. В 1956
г. были разобраны части принудительной, низкого давления отопительно-вентяллиционной
системы (т.н. корнваллийской) и устроено центральное водяное отопление. Совокупность этих причин и их следствий привели к прогрессирующему разрушению
гранитной, и особенно майоликовой облицовки. В 1984-1987 гг. облицовка купола
была полностью снята, 12 изразцов были сданы на хранение в фонды Государственного
музея истории Ленинграда (с 1991 г.- Гос.музей истории С-Петербурга), проект
реставрации выполнен 9-й мастерской института ЛенНИИпроект под руководством
А.Г.Лелякова. В мае 1984 г. вокруг купола были установлены строительные леса,
снятые лишь в 1996 г., когда специалистами треста Леноблреставрация
была завершена замена майоликовой облицовки купола и минаретов на облицовку
из технического фарфора. При этом изменились как технические, так и эстетические
характеристики здания, геометрия купола и минаретов не соответствует авторскому
замыслу...
Безусловно, реставрация столкнулась бы с меньшими проблемами, если бы документальные
материалы по истории строительства Мечети были введены в научное обращение своевременно,
и реставраторы могли бы в полной мере использовать опыт своих предшественников.
До сих пор, однако, строительная история Соборной Мечети Санкт-Петербурга не
вышла из начальной фазы изучения. Принятая для Мечети как памятника архитектуры
дата строительства 1910-1913 (1914) гг. в результате последних исследований
может быть существенно уточнена: разработка проекта велась в 1907-1909 гг.,
начатые в 1909 г. строительные работы систематически велись до 1918 г., отделка
интерьера осталась незавершенной, заключительные работы датируются 1921 г. Предлагаемая
датировка 1909-1921 охватывает и события, отмеченные датами на портале: церемониала
закладки здания в 1910 году и начало богослужений зарегистрированной в советское
время общины 1920 года. Можно было бы дополнить их еще одно й датой - 1956 год,
возвращения Мечети мусульманской общине Санкт-Петербурга.
|