Мосты
Санкт-Петербурга > Мост Ломоносова
Мост Ломоносова
Мост Ломоносова через Фонтанку расположен в створе улицы Ломоносова. На
правом берегу Фонтанки он выходит на площадь Ломоносова, откуда по улице Росси
можно попасть к театру драмы им. А.С.Пушкина и далее на Невский проспект.
Прямо, по улице Ломоносова можно выйти на Садовую улицу, к углу Гостиного
Двора.
В обратном направлении идет улица с односторонним движением, выходящая к
пяти углам на Загородном проспекте.
Длина моста 57,1 метра, Ширина — 14,7 метра.
Историческая справка об мосте Ломоносова
Является одним из архитектурных памятников города. Назван в память великого
русского ученого М. В. Ломоносова.
В 1785—1787 годах вместо деревянного моста был построен новый каменный по
проекту инженера Ж.-Р. Перроне. Первоначально мост именовался Екатерининским
в честь императрицы Екатерины II. Однако привилось другое название — Чернышев
мост, так как трасса его проходила по оси переулка того же названия.
Название же Чернышев переулок произошло от располагавшейся здесь усадьбы
генерал-аншефа Г. П. Чернышева — участника Азовского похода и сражений при
Нарве и Полтаве.
Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения,
с башнями на быках, а средний деревянный пролет был разводным. В башнях размещались
механизмы подъема крыльев центрального проема.
Со временем судоходство по Фонтанке сократилось, и разводные пролеты стали
заменять каменными арками. Между четырьмя башенными надстройками протянуты
в продольном направлении свисающие до настила тяжелые цепи, некогда служившие
для подъема разводного пролета.
Мост огражден металлическими секциями, установленными между гранитными тумбами.
В 1784—1787 годах, кроме Чернышева, были построены шесть типовых мостов
через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский
и Старо-Калинкин. До настоящего времени сохранились только два — Чернышев
и Старо-Калинкин.
В 1859 году разводной пролет был заменен деревянной подкосной фермой, а
тротуары отделены от проезжей части. В начале XX века были сделаны попытки
утилизировать Чернышев мост, но они не увенчались успехом.
В 1912—1913 годах мост был капитально отремонтирован: усилены опоры и своды,
заменена часть облицовки, деревянные пролетные строения заменены металлическими
балочными (по проек-ту инженера А. П. Пшеницкого).
В середине 1915 года на мосту установили по проекту архитектора И. А. Фомина
монументальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками.
В 1948 году Чернышев мост переименовали в мост Ломоносова. В 1950—1952,
1967 и 1986 годах на мосту производились ремонтные и реставрационные работы,
в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные
обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.
|