Достопримечательности
Санкт-Петербурга > Янтарная комната
Янтарная комната
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер,
с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского
двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине
он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих
целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская
коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы
с зеркалами.
Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера
датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку
Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили
шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже
дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный
кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи
со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался
ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное
творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не
дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить
янтарный кабинет для Кунсткамеры.
Янтарная комната в России
В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес
Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще
и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров
и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати
телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу.
В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков.
История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым
согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается
фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно
довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра,
пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она
решила использовать янтарный кабинет для убранства одно го из покоев Зимнего дворца
- своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей
Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами
и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском
дворце Царского
Села.
Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский
король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную
по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала
служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала
перенести Янтарную комнату в Большой
дворец Царского Села, что и было исполнено.
Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одно м из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.
Восстановление Янтарной комнаты В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев. За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно. 6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты. 29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому
передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной
комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право
владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на
янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал
ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые
картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная,
вернулась из Германии. При сравнении 2-х мозаик ? найденного оригинала и сделанной
реставраторами копии выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской
янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников
XVIII века.
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики. К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично". Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов. Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.
|